Чего боится каждый человек? Ответ лежит не столь глубоко, как кажется: неопределенность ужасает пострашнее любого монстра или даже самой смерти. «Амнезия» — это проект, который позволяет ощутить неизвестность во всей ее красе. И это пугает до дрожи в коленках.
Неизвестно, где проходит грань между ужасом реальным и ужасом, порожденным человеческим воображением. В видеоиграх все возможно, а значит, этой гранью можно всячески манипулировать с человеческим сознанием. Темные коридоры старинного замка, жуткие звуки, крики и стоны за стенами, игра теней и бликов, стук сердца и галлюцинации. На месте главного героя не хочется оказаться никому, ибо это уже не просто щекотка для нервов, а опасный всепоглощающий ужас, финалом которому может стать смерть.
Пока разработчики из Frictional Games создавали свою трилогию «Пенумбра», они внимательно следили за тем, что игрокам нравится и что их страшит. Этот опыт оказался бесценным при создании «Амнезии»: все то, что пугало там, будет еще больше пугать здесь. Всем наработкам за эти годы нашлось должное применение и прекрасное воплощение, пусть и выглядеть игра не стала лучше. Быть может, так и надо, погружению в атмосферу это нисколечко не мешает.
Главный герой этой истории Даниэль — типичный персонаж лавкравтовских романов. У него есть проблема, он приезжает в очень странное место, ему очень страшно, и он ненормальный. Получив в Алжире магический артефакт, Даниель обрушил на себя проклятие. Страж артефакта преследует его и убивает всех, кто окажется на пути. Так Даниэль оказался в замке Бренненбург близ деревушки Альтштадт (Пруссия). Хозяин замка Александр любезно согласился помочь ему, но явно замыслил какую-то свою игру. А далее… Что было далее, герой не помнит, ведь по какой-то причине он написал себе прощальную записку и принял зелье, стирающее память. Теперь уже игрокам надо будет узнать прошлое Даниэля, найти хозяина замка, снять проклятие и выбраться из этого кошмара.
Для тех, кто раньше ознакомился с играми Frictional Games, не будет откровением и геймплей. Однако игра с физикой предметов начала уступать место обычному их комбинированию, как в рядовых квестах. Расчистить завал, сбить камешком цепь, притащить из соседней комнаты угля… Как-то слишком примитивно это выглядит после головоломного пазла со всеми законами физики в «Пенумбре 3». Да и самих предметов, которые можно потаскать, стало очень мало.
Однако закидать врагов заплесневелыми буханками хлеба теперь, увы, не получится. Даже обычного оружия у главного героя теперь нет совсем. Поэтому борьба с ужасами ограничивается прятками и быстрым перебиранием ног куда подальше. Так сказать, самые страшные моменты «Пенумбры 2», когда герой оставался максимально беспомощным, в данной игре будут растянуты на все время прохождения. Никакой защиты, никакой обороны, никакого отпора. А невидимое зло не дремлет, герою хватает одного удара, чтобы стать трупом.
Большую роль в геймплее стала играть тьма. Она дарует временное укрытие от чудовищ, подслеповатых и глуховатых, но слабое психическое состояние героя не даст ему шансов спокойно переждать опасность. Долгое нахождение в темноте, длительный контакт с незримым злом или банальное созерцание каких-нибудь мерзостей и ужасов в прямом смысле сводят героя с ума (маленький привет из Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth).
Как и в упомянутой игре по Лавкрафту, у героя есть отдельные показатели психического и физического здоровья. Поправлять психическое достаточно просто — быть ближе к искусственному свету: свечам, факелам и фонарям (а это уже привет из «Анабиоз: Сон разума»). Количество зажиганий осветительных приборов ограниченно, поэтому тратить зажигательные трутницы, разбросанные по замку, надо с умом. На всякий случай у Даниэля есть переносной фонарь, но надолго масла в нем тоже не хватит. Так что придется гулять впотьмах, бояться каждого шороха и медленно сходить с ума.
Ну и напоследок. В игре три концовки: плохая, нейтральная и хорошая (достаточно в финальной комнате подобрать подходящий моральный выбор). После получения каждой из них на экране пишут часть секретного кода. В корне папки с игрой есть архив под названием «Super_secret», который просит пароль для распаковки. Собранный код и есть этот пароль.
В архиве хранятся различные интересные материалы по игре, будь то вырезанные письма, аудиофайлы, концепты и даже изображение главного героя, которого в «Амнезии» так и не показывают. Порядок записи кода такой: нейтральная концовка, плохая и хорошая. Код длинной в 19 символов можно получить простым способом: грузим последний сейв и делаем выбор в пользу Агриппы (нейтральная), Александра (плохая) или Даниэля (хорошая). Но это будет интересно только тем, кто поборет свои страхи и пройдет «Амнезию» до финала.
Впечатления «Амнезия» оставляет исключительно положительные. Это один из редких представителей настоящих ужастиков, без экшена и отстрела монстров. Готовьтесь к испытанию нервов.